Постоянные читатели

Коллегам

Уважаемые коллеги! Хочу поделиться с вами своими разработками.   Приглашаю к обсуждению в комментариях.

План - конспект  обучающей  игры – эксперимента
 в подготовительной группе на тему
 «Путешествие в Рачейский заповедник».

Цель: расширение знания детей о заповедных местах Самарского края.
Задачи:
·        Познакомить детей с повадками, особенностями поведения диких животных нашего края, их пользе для природы.
·         Закреплять  и обобщать знания детей о диких животных, их приспособлении к условиям жизни.
·        Развивать речь, мышление.
·        Воспитывать интерес, желание больше узнать о диких животных, развивать воображение, активизировать двигательную активность детей, стимулировать мысленную активность, поиграть развлечься.
·        Закрепить слова «заповедник», «повадки», «валежник», «бурелом».
1.  Чтение художественной литературы:
«Тайны Рачейского леса», Г. Скребицкий: «Белка», «Заяц», «Ёж»;
И. Соколов - Микитов: «Медвежья семья», «Лоси»;
А.Клыков: «Лисица».
2.   Рассматривание иллюстраций Самарских заповедников.
Иллюстрации с изображением животных, Рачейского заповедника, крупные детали от строительного материала, игрушки-аналоги или маски-шапочки животных, стулья, ёмкость с грязной водой, в которой имеется взвесь «песка» (манной крупой), обрывки листьев, сухие палочки и другие примеси.( Замечание: все примеси и всё оборудование должны быть чистыми, чтобы после очистки воду можно было пить по-настоящему). Рюкзак и в нём; вата, йод, носовой платок и другие полезные для путешествия вещи по желанию педагога и детей. Медали «Друг природы» для награждения.
-     Ребята, сегодня мы с вами поиграем, как будто пойдём в поход . Кто знает куда ходят в поход? (Ответы) Ну и мы пойдём в лес, мы отправимся в путешествие по Самарской области, в Рачейский лес-заповедник. Для похода нам пригодится рюкзак, в него вам нужно положить вещи которые вам могут пригодиться. У вас
будут трудные ситуации , из которых вы должны будете найти выход самостоятельно, если вам ещё что-то понадобится , а этого здесь нет, вы можете это заменить любым другим предметом, имеющимся в комнате. Например, стул может быть пнём и т.д.
-Вначале мы пойдём на электричку. Для этого нам нужно отправиться на вокзал, сесть в электропоезд (воспитатель с детьми ставит стулья, имитируя сиденья в электричке), и вот мы уже еде! Машинист объявляет станции, наша станция «Рачейка». Нам пора выходить!
Посмотрите впереди лес, а мы давайте присядем с вами на лужок и немного передохнём. Ребята а вы знаете какие животные могут обитать в лесу ?(ответы детей).Молодцы! а теперь отгадайте загадки про этих животных!
Загадки
1.  Не портной, а всю жизнь с иголками ходит. /Ёж/
2.  Под соснами, под елками лежит мешок с иголками. /Ёж/
3.  По веткам скачет, да не птица, рыжая, да не лисица. /Белка/
4.  А кто в дупле живет в тепле? /Белка/
5.  Кто, позабыв тревоги, спит в своей берлоге. /Медведь/
6.  Зимой спит, летом-ульи ворошит. /Медведь/
7.  Кто осенью холодной ходит злой, голодный. /Волк/
8.  Хвост пушистый, мех золотистый. В лесу живет, в деревне кур крадет. /Лиса/
9.  Трав копытами касаясь, ходит по лесу красавец, ходит смело и легко, рога раскинув широко. /Лось/
10.   По полю скачет, ушки прячет встанет столбом, ушки торчком. /Заяц/
-Отдохнули, двигаемся дальше к лесу! Смотрите впереди -ручей., его не перешагнуть.(педагог раскладывает на полу полотно ткани шириной около метра). Ручей не очень широкий и глубокий, но нам его надо перейти или переплыть. Подумайте , как каждый из вас будет перебираться через него.(дети перебираются разными способами: перепрыгивают с разбега , снимают обувь и переходят в брод, переносят товарища на себе, дают руку и помогают перепрыгнуть, бросали в воду камни, пни( стулья* крупный стройматериал) и т.д.
-Вот перед нами лес, заходим в лес , а пройти невозможно. Вероятно недавно была буря. В лесу масса поломанных деревьев, брёвен, веток, кустов - нам не пройти! Ребята, а как вы думаете, животным тоже трудно передвигаться по такому, бурелому? (ответы)
-Ребята, нам нужно преодолеть этот бурелом и двигаться дальше, давайте превратимся в животных этого леса и где сможем - подлезем, где не подлезем- перелезем, перепрыгнем! (педагог быстро расставляет по группе дуги, кубы и иные предметы, дети выбирают себе маски-шапочки)
«Конкурс эмпатии»
/изображение разных животных/                                      
По походке - лиса, волк, медведь, заяц; По рогам - лось, олень; По прыжкам - белка, заяц; По звукоподражанию - кабан, волк, медведь.
-   Ну вот , бурелом кончился. Перед нами овраг, а в нём огромные валуны(педагог рассказывает историю происхождения валунов и показывает детям картинки Рачейских валунов). Ребята смотрите , через овраг лежит бревно, да и то мокрое. Чтобы не упасть мы ползём по нему на животе, подтягиваясь руками. Овраг кончился, а тут болото. Чтобы не попасть в трясину, надо очень аккуратно и точно перепрыгивать с кочки на кочку( кочки эмитируют круги из картона, размером с детскую ступню или крупные детали строительного материала)
-   Вот и пришли на ровное место, но мне что-то сильно хочется пить. А вы хотите пить? Но вот беда: я забыла положить в рюкзак воду, что же нам делать?
 наберу воду из лужи.
( педагог зачерпывает «грязную» воду из приготовленной ёмкости)
-Но посмотрите, какая она грязная. Можно пить такую воду? (нет) Что же нам делать? Надо её как-то очистить. Давайте ребята подумайте .(дети предлагают свои варианты, педагог очищает воду через носовой платок или через бинты).
-Ну-ка посмотрим на свет. Правда вода стала чистой. Давайте я её попробую, хорошая вода.
-Ну, всё напились, можно идти дальше. Но вы знаете, что дорога в лесу не ровная, могут встречаться и ямы. И мы не заметили, как один из товарищей попал в яму( педагог быстро сдвигает 4 стола так, чтобы между их торцами получился пустой квадрат- «яма» . туда он отправляет одного ребёнка).
-   Нам нужно его вытащить. Подумайте ребята как вы это сделаете.(«провалившегося» дети вытаскивают за руки, с помощью верёвки, бросают в «яму» пни(стул) и т.д. Молодцы, все благополучно выбрались из ямы! Ой, что мы с вами сделали ! ЗАДЕРЖАЛИСЬ! Не успеем дойти до места ночлега до заката солнца. ПОБЕЖАЛИ! Но у нас на пути деревья и муравейники. Их надо обегать! И ещё, нам могут повстречаться лесные животные. Но животные очень умные, и человеку стараются не показываться. Я попросила животных живущих в этом заповеднике поиграть с нами в прятки- они нам покажут только свои хвостики!
«Угадай, чей хвост?»
/показ иллюстраций/
у лисы - лисий; у зайца - заячий; у волка - волчий; у медведя - медвежий; у белки - беличий; у лося - лосиный; у кабана - кабаний; у оленя - олений.
-Долго бежали, устали. Теперь надо выбрать место для привала. Идём и смотрим на лево и на право. Вот и пришли. Сбросили рюкзаки, потрясли руками, они у нас устали. Потрясли ногами, они тоже устали.
-Пока мы шли, настал вечер, и нас облепили тучи комаров и мошек; мы отбиваемся от них. Сели на руку, бедро, лоб, голень, шею, плечо, спину, стопу, кисть, щёку, живот, нос, затылок и т.д. (эта игра на внимательность, педагог называет различные части тела, сам делает 2-3 движения, потом только говорит. Темп всё время ускоряется).
-Теперь нам нужно приготовить еду. А что бы приготовить еду , нам нужно развести костёр, а для этого собрать сухие ветки, лежащие на земле. Нельзя же ломать деревья.(Дети собирают веточки, укладывают их в костёр, и как будто разжигают его).
Сели отдыхать у костра и стали вспоминать, что можно делать в лесу и чего нельзя:
                     Собирать грибы?( можно, только правильно)
                     Ломать деревья?( нет)
                     Собирать сухие ветки и сучья?( можно и нужно)
                     Купаться?( можно, только осторожно)
                     Разводить костры?(не желательно)
                     Разрывать муравейники?( нет)
                     Играть?(можно , только осторожно)
                     Громко кричать?(нет)
                     Разорять гнёзда птиц?(нет)
                     Ловить бабочек?(нет)
                     Перед уходом положить остатки еды на видное место?( да, их съедят животные)
                     Закопать бутылки и банки в землю?(нет, их нужно забрать с собой)
                     Стрелять из рогатки в птиц?(нет)
                     Смогут ли птицы свить гнёзда в полиэтиленовых мешках, брошенных людьми?(нет)
-Ребята ,мы перекусили , а животным что дадим? (педагог использует игрушки аналоги)
«Кому что дадим?»
Мясо - /волку/; мед - /медведю/; Морковку - /зайцу/; орехи - /белке/; Яблоко - /зайцу/; траву - /лосю/;
-   Теперь можно идти домой. Подождите! подумайте, что ещё важное мы не сделали? Не потушили костёр. Мы же знаем, что он может стать причиной пожара. Какими способами будем его тушить? ( эту работу дети выполняют не в реальности, а воображая её: залить водой, разбросать головешки, затоптать, если костёр практически потух, засыпать песком или землёй, дождаться когда потухнет сам, и др.)
-Вот теперь можно идти домой! Побежали, иначе опоздаем на электричку. Побежим самой короткой дорогой.
Другие варианты заданий:
                     Как найти дорогу, если вы заблудились
                     Как спастись от жары
                     Как потушить начинающийся пожар
                     Что делать если налетело много комаров и они кусаются
                     Как помочь раненому животному
                     Как собрать лекарственные растения
                     Поход в лес за грибами и др.

- Ну вот мы и дома, я вам предлагаю зарисовать свои яркие впечатления в дневнике наблюдений!
План-конспект
непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию с элементами экспериментирования
с дошкольниками в младшей группе
Тема недели:  «Вода»  (Тема дня: «Прятки с водой»)

Интеграция образовательных областей:  «Коммуникация», «Социализация», «Познание», «Художественное творчество», «Физическая культура».

Задачи:  
  • Развивать познавательную активность в процессе экспериментирования  и способствовать расширению знаний детей о свойствах воды( жидкая ,прозрачная, бесцветная); подвести к пониманию того .что вода может изменять цвет («Познание»)
  •  Развивать умение работать в группе, формировать доброжелательность («Социализация»)
  • Развивать  речь детей, активизировать их словарь; умение выдвигать гипотезы, сравнивать и делать выводы («Коммуникация»)
  • Закреплять умение правильно пользоваться  кисточкой и гуашью, как элементами экспериментирования («Художественное творчество»)
  • Способствовать формированию потребности в двигательной активности («Физическая культура»).
   Здесь - полный текст конспекта.


План-конспект
непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию  для детей старшей группы.

Тема недели:  «Животные»  (Тема дня: «Мой маленький друг - паучок»)

Интеграция образовательных областей:  «Коммуникация», «Социализация», «Познание», «Художественное творчество», «Физическая культура».

Задачи:  
  • Развивать познавательную активность  и способствовать расширению знаний детей о насекомых , о внешнем виде паука, о повадках, дать понятие о том, что в природе нет вредных животных. («Познание»)
  • Развивать умение работать в группе, формировать доброжелательность, закрепить правила поведения в природе («Социализация»)
  • Развивать  речь детей, активизировать и обогащать  их словарь; умение выдвигать гипотезы, сравнивать и делать выводы («Коммуникация»)
  • Закреплять умение правильно держать карандаш. («Художественное творчество»)
  • Способствовать формированию потребности в двигательной активности («Физическая культура»).

10 комментариев:

  1. Ольга Ивановна27 февраля 2013 г. в 09:56

    Мне очень понравился этот конспект НОД. Обязательно использую в своей работе.

    ОтветитьУдалить
  2. Ольга Ивановна27 февраля 2013 г. в 09:57

    Мне очень понравился этот конспект НОД. Обязательно использую в своей работе.

    ОтветитьУдалить
  3. Я рада, что ВАМ понравился конспект! УДАЧИ!!!!

    ОтветитьУдалить
  4. Про воду поинтереснее будет ;) Прятки игрушек в цветной воде - хорошее занятие для детей. Спасибо за разработку!

    Вера, детсад №56.

    ОтветитьУдалить
  5. Вера, спасибо Вам за отзыв. Мне очень важно мнение коллег! :-)))

    ОтветитьУдалить
  6. Светлана Понкратова6 марта 2013 г. в 08:20

    А по мне так знакомство с природой и окружающим миром просто необходимо для ребят!!! А в «паучке» продуктивная и коммуникативная деятельность, на мой взгляд, более увлекательная. ;-)

    ОтветитьУдалить
  7. Дорогие Коллеги! Я рада, что мои разработки вызвали у вас такой живой интерес!!! СПАСИБО БОЛЬШОЕ за отзывы! Ваше мнение мне важно для выбора темы следующего материала , который я планирую разрабатывать в ближайшее время!!!!

    ОтветитьУдалить
  8. Наталья Барон22 марта 2013 г. в 05:19

    Конспект про паучка очень актуален в экологическом воспитании детей.В ближайшее время проведу в своей группе.Спасибо за грамотный конспект.

    ОтветитьУдалить
  9. экологическое воспитание важно для детей,а если обучение проходит в процессе игры детям очень интересно.СПАСИБО БОЛЬШОЕ

    ОтветитьУдалить